22 декабря 2022 года был принят федеральный закон № 580-ФЗ, его цель — регулирование сферы пассажироперевозок. Теперь службы заказа (агрегаторы) несут обязательства при ДТП, если заявку выполнял водитель без лицензии.
Также службы заказа, самозанятые водители и ИП должны иметь специальный допуск для работы. Автомобили, задействованные в перевозках, необходимо внести в региональный реестр.
Решение направлено на «обеление» рынка и усиление мер безопасности для пассажиров. Также новый закон такси усиливает контроль государства за сферой перевозок.
Диспетчерские должны фиксировать все заказы на поездки в электронном виде или на бумаге, а затем хранить информацию в течение полугода. Эта мера поможет ФСБ и МВД в предотвращении и расследовании преступлений. Представители государственной службы безопасности получают круглосуточный беспрепятственный доступ к необходимым данным.
Читайте также: Как работать с онлайн-кассами в такси.
Сферу перевозок пассажиров регулируют шесть действующих нормативных документа:
ФЗ № 580 «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси».
ФЗ № 259 «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».
ФЗ № 54 «Об онлайн-кассах».
ФЗ № 115 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
ФЗ № 197 «Трудовой кодекс Российской Федерации».
Постановление № 908 «Об утверждении норм рабочего времени управления транспортным средством физическими лицами».
Основной федеральный закон о такси — ФЗ № 580, именно он регулирует деятельность таксомоторных услуг.
Разберем, кому и какие данные необходимо внести, чтобы работать с соблюдением нового закона такси.
Регионы самостоятельно ведут три списка, а затем передают данные в единую федеральную систему ФГИС «Такси».
Реестр перевозчиков — в него попадают самозанятые таксисты, службы с собственным парком и ИП.
Реестр автомобилей — сформирован для того, чтобы учесть все экипажи, работающие в пассажироперевозках.
Реестр служб заказа — вмещает в себя информацию об агрегаторах и диспетчерских, которые делятся заказами с ИП-водителям или самозанятыми.
Таксопаркам с собственным транспортом и наемными водителями нужно:
зарегистрироваться в государственной системе в качестве перевозчика;
передать сведения о каждой единице транспорта в реестр легковых автомобилей.
Тем, кто предоставляет услуги аренды: необходимо зарегистрировать таксомоторную технику, которая участвует в пассажироперевозках, в реестре легковых автомобилей.
Читайте также: Как действует агентский договор с водителем такси.
Подробнее рассмотрим, какие правила должны соблюдать службы заказа (агрегаторы) и таксопарки с собственными автомобилями, согласно новому закону такси ФЗ № 580.
Все службы с 2021 года в обязательном порядке работают с онлайн-кассами. Для работы таксопарк заключает договор с оператором фискальных данных, и вся информация о платеже передается в органы Федеральной Налоговой Службы.
Передавать заявки на поездки можно только лицензированным водителям, зарегистрированным в региональном реестре. Информация о транспортном средстве также должна быть отображена в реестр автомобилей.
Если служба заказа будет взаимодействовать с нелегальными перевозчиками, у сервиса могут отозвать допуск на работу. Санкции применяются в том случае, когда контролирующим органом выявлено более 10 подобных заказов или 0,01% от общей массы заявок.
Службы заказа (агрегаторы) отвечают перед пострадавшими в ДТП пассажирами, если заказ был передан водителю, у которого нет активной лицензии. В ситуации, когда страховка легального водителя не может возместить весь нанесенный урон, то оставшуюся сумму оплачивает служба заказа.
На сайте следует выложить образец договора на оказание услуг легкового такси с перевозчиком.
Таксопаркам, в которых отношения с водителями регулируются на основе трудового договора, не нужно отдельно получать лицензию на каждого сотрудника. Достаточно разрешения на работу в качестве перевозчика на всё предприятие. Также необходимо передать сведения о каждом экипаже в реестр легковых транспортных средств.
Служба заказа вправе выделить отдельные тарифы, которые предусматривают, что пассажир использует экипаж по договору аренды. Такой вид перевозок не относится к услугам такси и допустим Гражданским кодексом РФ: 632 и 633 статьи.
Для работы службы необходима лицензия. Таксопарку с собственными автомобилями достаточно разрешения на работу перевозчика. Диспетчерская или агрегатор, которые делятся заявками с водителями, регистрируются как служба заказа такси. Лицензию или разрешение на работу можно получить в Минтранспорте или в Департаменте дорожного хозяйства, контролирующем область или оформить на сайте Госуслуг.
Разрешения, полученные до вступления в силу ФЗ № 580, действительны до указанного в документе срока действия. Но не дольше 1 сентября 2028 года. Закон не обязывает перевозчиков с текущими лицензиями подавать дополнительные сведения в реестры. Однако органы местного самоуправления могут организовать мероприятия, чтобы систематизировать данные.
Работа службы ведется в соответствии с договором фрахтования. Он предусматривает обязательное фиксирование данных о поездке: время, номер заказа, место подачи машины. Также клиент должен получить уведомление о подаче машины. Например, «Едет черный Хендай X342VU265» 3 км около 2 минут. Водитель — Остапов Петр Федорович«. В спорной ситуации, согласно условиям договора фрахтования, пассажир или водитель могут поднять данные заказа и прояснить все детали и нюансы.
Независимо от того, кому принадлежит транспортное средство, работающее в пассажироперевозках, его необходимо включить в реестр легковых автомобилей.
Каждый экипаж должен быть оборудован таксометром. В качестве инструмента для учета километража также можно использовать приложение для приема заказов, если оно обладает подобным функционалом.
В салоне пассажир должен увидеть следующие информацию:
Сведения, подтверждающие регистрацию в реестре перевозчиков.
Срок действия допуска для оказания таксомоторных перевозок.
ФИО водителя и информация о таксопарке.
Контактный номер телефона диспетчерской.
На бортах автомобилей такси нужно разместить контрастные «шашечки», на крыше — оранжевый фонарь. Отдельные регионы России могут устанавливать собственные требования к цвету кузова и экологическому классу транспорта.
С 1 января 2020 года вступил в силу приказ Минтранса от 17.05.2018 № 199. Изначально его положения вызвали массу обсуждений, так как информация в СМИ преподносилась так, что коммерческому полностью транспорту запрещают парковаться во дворах.
Однако документ ограничивает только создание официальных парковок для коммерческого транспорта в жилых кварталах. То есть оставлять во дворе автомобиль, работающий в такси, можно. Единственное ограничение — его вес не должен превышать 3,5 тонны.
Водители могут быть оформлены как:
индивидуальные предприниматели (ИП) — работают на себя или на основе договора со службой заказа (агрегатором);
самозанятые — не могут таксовать самостоятельно, поэтому обязательно нужен действующий контракт со службой такси; наемные сотрудники по трудовому договору.
ИП и самозанятым необходимо получить официальный документ, подтверждающий допуск к работе. Полученное разрешение нельзя передавать кому-либо. Наемным водителям, работающим по трудовому договору, ничего дополнительно оформлять не требуется.
Разрешение бесплатное, чтобы получить, нужно подать заявление через Госуслуги и предоставить следующие документы:
мед.справку, подтверждающую отсутствие ограничений для управления транспортным средством;
удостоверение категории «В» с водительским стажем не менее 3 лет;
справку, свидетельствующую, что нет непогашенной судимости;
выписку, подтверждающую, что машина зарегистрирована для работы в такси, то есть в первую очередь, необходимо добавить в реестр транспортное средство;
самозанятым необходимо предоставить контракт со службой заказа.
Изначально новое законодательство подразумевает, что водитель может трудиться только в том субъекте России, где было получено разрешение. Однако местные власти могут снять эти ограничения и установить собственные нормы.
Ограничения коснутся тех, у кого:
есть непогашенная или неснятая судимость за убийство, причинение тяжкого вреда здоровью, грабёж, разбой, похищение и так далее (ст. 328.1 ТК РФ). более трех задолженностей за несоблюдение правил дорожного движения;
имеется более одного за год: ареста за нарушение ПДД или лишения прав;
не сдан зачет на знание населенного пункта — по усмотрению законодателей региона.
Закон о такси по-прежнему говорит, что все водители должны иметь при себе путевой лист и заключение медицинского осмотра.
Также согласно постановлению правительства о нормах рабочего времени, таксисты могут трудиться не более 12 часов в сутки. Суммарное количество отработанных часов — не более 40.
Новый федеральный закон позволяет заниматься перевозкой пассажиров со статусом самозанятого. Обязательные условия:
контракт с таксопарком или службой заказа;
подтвержденная регистрация в качестве перевозчика через Госуслуги;
специализированный полис ОСАГО для перевозчиков;
передача в единый реестр данных об автомобиле, если он принадлежит самозанятому;
ежедневные и медицинские осмотры.
Более 24 регионов России запретили мигрантам работать в различных областях хозяйственной деятельности, в том числе в пассажироперевозках. Такая мера предусмотрена ФЗ № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», статья 18.1. Регионы самостоятельно могут вводить ограничения и запреты на работу мигрантов, работающих по патенту.
Субъекты, где труд мигрантов разрешен, водителям, желающим трудиться в сфере такси, необходимо:
подтвердить, что нет судимости и предоставить справку из России и родной страны; зарегистрировать авто в реестре легковых транспортных средств;
Депутаты Государственной думы вносят на рассмотрение законопроекты, чтобы смягчить требования федерального закона. На данный момент документы находятся на рассмотрении и неизвестно, будут ли приняты.
При этом 68% регионов еще не ввели необходимые реестры и 65% не приняли требуемые нормативно-правовые акты.
Обсуждение закона о такси по-прежнему идет в общественном пространстве, звучат предложения о снижении требований для небольших служб заказа и введении краткосрочных полисов ОСАГО.
Все службы обязаны выдавать чек пассажиру после оплаты поездки. Для этого в службе должны быть установлены кассовые аппараты. Расскажем, какие варианты установки онлайн-касс допускаются законом 54-ФЗ.
С приходом сетевиков становится сложнее удержать водителей. Почему в одних службах трудятся годами, а в других не выдерживает и 10 дней? Сегодня мы расскажем, кто такой водитель, и как убедить его сотрудничать с вами.
Каждый бизнес в России должен присвоить себе код из общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД). Кодов можно выбрать несколько, если компания или ИП занимаются одновременно разными видами деятельности. Расскажем, какие коды ОКВЭД может использовать служба такси или таксист-ИП.
Налогообложение такси в России может происходить по 4 разным системам. Каждая система имеет свои условия по виду организации бизнеса, количеству сотрудников, машин и доходов. Рассмотрим особенности каждой системы и разберёмся, какую систему налогообложения выбрать для такси.